Исследователь РВ: Eva Pomerantz

Бывает так: в куче прочитанных статей запоминается имя человека, чье присутствие в списке авторов выступает чем-то вроде гарантии хорошего текста и интересного исследования. По теме родительской вовлеченности такая история у меня случилась с Eva Pometantz. Забавно, что прочитав пару статей с ее участием, я придумала некий образ этой самой Евы. А когда поняла, что мне интересно все, что она исследует в области родителей, я стала гуглить ее имя и оказалось, что Ева Померанц выглядит совершенно так, как мне представлялось)) Она вот такая:

 

Работает в University of Illinois in Champaign-Urbana, директор Center for parent-child studies. Зацепило то, что ее исследования можно читать как детектив длиной в 17 лет. Вот тут лежит (неполный) список ее публикаций. Но если коротенько пересказать основные сюжетные линии темы про вовлеченность родителей, то…

Начала она с того, что попыталась состыковать возрастную и социальную психологию (написав пару отличных обзоров). Одной из первых тем ее исследований стали вопросы отношения родителей к контролю в отношениях с детьми (контролируют ли они детей или поощряют самостоятельность) и как это связано с учебой детей. Например, она старалась понять, как навязанная помощь мам влияет на детские успехи (навязанная помощь: intrusive support — это когда ребенок не просит о помощи, а с ним делают, например, домашнее задание; или не просит проверить работу, а мама проверяет тетрадку). Оказалось: негативно связана, даже при контроле уровня навыков детей. На тему контроля и поддержки у Померанц есть несколько сюжетов (отдельно по достижениям в учебе, отдельно по вопросам домашней работы, по связи материнского контроля и перфекционизма у детей и т.п.). Логичным образом исследования перекинулись на вопросы мотивации (Померанц опирается на теорию самодетерминации). Померанц с коллегами показали, что «ориентированная на родителя мотивация» представляет собой отдельную размерность контролируемой мотивации  и хорошо объясняет эффекты от родительской вовлеченности. А чтобы было еще интереснее, исследования проводились в двух культурах: в США и Китае. Померанц несколько лет копалась в этом (не одна, естественно — с соавторами). Например, связи РВ с достижениями детей в обоих странах были примерно одинаковыми, но вот самовосприятие мам в двух культурах разнилось. Китайские мамы связывали свою ценность с тем, насколько глубоко они занимались образованием детей, а американские собственную ценность связывали с академическими успехами детей. Наконец, максимально объяснить эффекты от РВ (причем безразлично какого типа: домашней или школьной) удалось с помощью ценностей (values): благодаря усилиям родителей дети сперва осознают ценности образования, которые им транслируются, а затем (при благоприятном стечении обстоятельств) — воспринимают их как свои.

Самая цитируемая статья Померанц: Pomerantz, E. M., Moorman, E. A., & Litwack, S. D. (2007). The how, whom, and why of parents’ involvement in children’s schooling: More is not necessarily better. Review of Educational Research, 77, 373-410. Она старенькая, но на мой взгляд, это образец жанра ревью.  Это песня)) ну, чтоб продолжить линию сравнений: сперва ревью по РВ звучит как песня (очень долгая песня), а параллельно остальные исследования разворачиваются, как детектив))

У Померанц есть статьи, в которых отлично разбираются плюсы и минусы разных подходов к исследованиям РВ (опросники, интервью, наблюдения, эксперименты). Она сама пользуется всеми этими инструментам (кроме экспериментов), всегда проверяет данные (например, пользуясь самоотчетами детей по степени контроля со стороны родителей, она одновременно опросила родителей, да еще и использовала данные от наблюдателей (спойлер: корреляции оказались очень слабыми). Последняя из ее тем (еще не вышло в печати) — это добавление еще одной культуры к их кросс-культурным исследованиям (мексиканцев).

Приятного чтения))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *