Навыки 21 века

В СМИ много стали говорить про необходимость ориентировать школу на «навыки 21 века» — такие специальные навыки, о сущности и методах развития которых у педагогических экспертов согласия нет. В первую очередь, это «4К»: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация. А может мне кажется, что все только и говорят на эту тему, потому что группа моих коллег работает как раз над таким проектом? В кабинете у нас все стены увешаны майнд-мэпами на несколько квадратных метров, постоянно идут обсуждения, мозговые штурмы, апробации в школах. Мечта и красота, короче. И вот уже не первую неделю я думаю о том, что это очень перспективное направление для осмысления родительской вовлеченности. Заход со стороны этих навыков решает кучу проблем.

Во-первых, автоматически актуализирует для родителей и учителей прописные психолого-педагогические истины, про которые, увы, часто забывают. Нельзя кричать на человека, у которого ты хочешь воспитать креативность мышления, хорошие навыки коммуникации, кооперации, качества лидера и даже по списку.  Нельзя его оскорблять («такой большой, а ничего не сделал»). Нельзя затыкать ему рот и превращать в болванчика («закрой рот, помолчи, посиди тихо»).

Во-вторых, снимает с родителей обязанность «все знать и уметь»: нам, родителям, и самим есть чему учиться, чтобы освоить навыки 21 века. Нам полезно об этом вспоминать и стараться соответствовать.

В-третьих, такой подход дает новую терминологию, новый другой язык для обсуждения вопросов образования. Обычно я всегда стою за полную русификацию переводов, но в данном случае предпочитаю пользоваться транслитерациями и кальками «креативность», «кооперация», «критическое мышление». Да, в педагогическом лексиконе всегда были аналоги этих терминов: «развитие творческих способностей», «взаимопомощь», «взаимопонимание»,  «сотрудничество», «развитие любознательности». Но они рассматривались как полезное дополнение к главному: знаниям (и труду на благо Родины). Красивая рамка для картины, позолота которой была испорчена идеологическим налетом (ибо все эти полезные качества были заявленными атрибутами «коммунистического воспитания»). Неблагозвучные «креативность» и «коммуникация» лишены нафталиновых идеологических коннотаций и смысловых оттенков периферийности.

В-четвертых, родители получают ориентиры на то, что именно можно сделать, чтобы все-таки развить у детей эти навыки, даже если их конкретная школа еще работает в старой парадигме. Если родители понимают, что зубрежка противопоказана для любопытства, инициативности и критического мышления, они будут искать другие способы помочь детям с домашним заданием (например). Если будут помнить, что стараются развить инициативность и креативность, то потратят побольше времени и помогут ребенку с дурацким заданием по технологии, вместо того, чтобы быстренько сделать его за ребенка.

А чтобы убедить вас, что про навыки 21 века действительно много говорят и пишут, приведу ссылку на один из семинаров вышкинского Института образования с докладом «Школа в эпоху четвертой промышленной революции» (презентация с него есть в сети вот тут, а запись самого семинара тут).

За красивую схемку (на заставке к посту) спасибо моей коллеге Ирине: это она перевела резюме по навыкам 21 века, которые обсуждались на Давосском форуме в 2016 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *