Tools of the mind — что выготскианская теория предлагает учителям и воспитателям

Еще одна хорошая книга, на этот раз официальная,  про обучение дошколят и младших школьников: Tools of the Mind: The Vygotskian Approach to Early Childhood Education (авторы:  Deborah Leong и  Elena Bodrova). Вообще-то это описание учебной программы, разработанной и продвигаемой авторами (у них и сайт свой есть, на котором можно почитать краткие выжимки и успешные кейсы), но с хорошей теоретической проработкой. Я не раз замечала на семинарах, что наиболее продвинутые эксперты от имени Выготского морщатся — устали от «нашего всего» в психологии. Не верьте им. Если хотите почитать Выготского, начинайте с «Психологии искусства», он чудесно пишет, никто из филологов на анализировал бунинское «Легкое дыхание» так интересно (а еще басни и «Гамлета»). Но это отступление. У Леонг и Бодровой Выгосткого мало, выготскианцев больше, а еще больше практических инструментов по работе с детьми. Специально не написала «рекомендаций» — авторы описывают как теоретическое положение, так и конкретные приемы, которые можно применять. Например, объясняют, что сначала дети не способны пользоваться внутренними инструментами саморегуляции, и чтобы научить их этому, нужно давать им внешние инструменты для контроля себя: записочки или наклейки, на которых написано (или нарисовано), что сделать, символические игрушечки; если ребенок не умеет сидеть спокойно — потренировать его в игре, в которой нужно быть неподвижным; если ребенок все время толкается или вскакивает с места, показать ему квадрат на ковре, на котором ему нужно сидеть во время чтения книжки, на границах квадрата ребенку легче сосредоточиться, чем помнить о необходимости сидеть; вплоть до того, что при выполнении домашних заданий ставить на стол фотографию учителя))  Я бы отдала детей в сад, работающий по их программе. Тем более, что они поддерживают родительскую вовлеченность. В сайте есть перечень игр или занятий, которыми родители могут заняться, чтобы помочь ребенку. А главное знаете, что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку в учебе (цитата): «Know that your child, and your child’s teacher are grateful for your participation!». Здорово!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *